В 1971 году Эдельстам был назначен Улофом Пальме послом Швеции в Сантьяго-де-Чили. Эдельстам открыто выражал свою симпатию президенту-социалисту Сальвадору Альенде. После его свержения Эдельстам спас жизнь многим чилийцам, предоставив им сопровождение и политическое убежище в Швеции. Эдельстам вывез из Чили Мириам Контрерас, личную секретаршу Альенде, четырехлетнюю дочь вождя чилийских коммунистов Володи Тейтельбойма, перуанского левого партизана Уго Бланко и многих других. Кроме того Эдельстам помогал спастись гражданам других стран Южной Америки, бежавшим в Чили от режимов военной диктатуры в Уругвае и Бразилии. Многие из политических беженцев, которых спас Эдельстам, были членами леворадикальной организации Тупамарос, сражавшимися против уругвайской диктатуры.
Свой самый отважный поступок Эдельстам совершил в чилийской столице в ходе путча у здания кубинского посольства во время его осады танками. Кубинцы оказывали отчаянное сопротивление, но по своей численности и вооружению явно уступали путчистам.
Харальд Эдельстам с флагом Швеции в руках встал перед кубинским посольством перед танками, которые были вынуждены прекратить стрельбу. Кубинцы успели погрузиться в автобусы и с помощью шведского посольства затем перебраться на родину. Когда позднее Эдельстама спросили, зачем он это сделал, он ответил: «Потому что я не могу мириться с несправедливостью».
Военный режим Пиночета, естественно, не оценил вмешательство Эдельстама и после обмена дипломатическими нотами с Швецией потребовал выдворения дипломатической миссии из страны. Позднее Эдельстам побывал на Кубе по приглашению Фиделя Кастро, где шведа принимали как настоящего героя. В 70-е годы Эдельстам был признанным кумиром левого студенчества в Швеции, ходили слухи, что Эдельстам получит Нобелевскую премию мира.
В 1974—1979 годах Эдельстам был послом Швеции в Алжире. В 1979 вышел в отставку. На пенсии помогал многочисленным чилийским беженцам интегрироваться в шведское общество. Эдельстам скончался от рака в 1989 году.
PS: Простая логика говорит мне о том, что в то же самое время в Сантьяго было и Советское посольство. Также защищённоё дипнеприкосновенностью.
Но по какой-то непонятной причине ни один из сотрудников этого посольства не вышел на улицы Сантьяго с красным флагом СССР, как Эдельстам с шведским. Не побоявшийся шальной пули пинчетовской военщины. Никто из них не встал рядом с этим смелым шведом.
Никто из них не пришёл на помощь отбивавшимся с калашами кубинцам. Пришёл только нейтральный швед.
Никто из союзного Варшавского Договора.
Никто не вывез ни одного чилийца.
Эта страна не могла не рухнуть. Ею руководило говно и её представляло говно.
Да, собственно, ничего и не изменилось.
Journal information